Когда впереди маячит неясная ситуация, прогнозы, предсказания и приметы крепко выручают людей, создавая у них видимость хоть какой-то определённости.

   Собственно, стремление проникнуть в будущее принадлежит, наравне с тягой к полётам и жаждой бессмертия, к наиболее ярким желаниям человека. А потеря контроля над ситуацией и чувство неуверенности создают в душе один из наиболее досадных раздраев. В солидных дозах они неизбежно превращаются в сигналы об опасности и зачастую перерастают в страх.

Поэтому потребность в постоянном контроле за ситуацией у человека столь велика, что на её реализацию направлены сразу несколько психологических механизмов. Они только тем и заняты, что пытаются помочь нам организовать окружающий мир так, чтобы он выглядел в наших глазах максимально понятным и предсказуемым. Это, безусловно, весьма полезное свойство человека, которое в процессе его развития помогало ему выискивать в царящем вокруг него хаосе малейшие взаимосвязи и на основании их делать правильные предположения, помогающие ему в итоге выживать.

Однако иногда из многообразия взаимосвязей делались и весьма ложные умозаключения, которые-то, как уверяют нас современные психологи, и стали порождением всевозможных суеверий. Иными словами, те самые качества, которые позволили человеку стать хозяином на Земле, явились одновременно и причиной малопочтенных, с точки зрения учёных дам и мужей, суеверных примет, прошедших сквозь века.

Человеческий мозг постоянно, а в в неясных или безвыходных ситуациях – в особенности, примеривает к окружающему миру все подходящие к случаю примеры и образцы, накопленные человеком, пытаясь максимально предвидеть развитие ситуации в ближайшем будущем. И чем сложней и непонятней ситуация, тем активней проявляется это свойство, причём и на бессознательном уровне – в том числе.

Американские учёные на протяжении шести экспериментов всяческими способами заставляли группу испытуемых людей потерять контроль над ситуацией и вызывали у них чувство беспомощности. Например, психологи так настраивали компьютеры у членов контрольной группы, что в итоге машины на задания со вполне очевидными решениями выдавали совершенно непредсказуемые ответы. Это приводило испытуемых в замешательство, равно как и требование постоянно вспоминать ситуации, в которых участники экспериментов когда-либо чувствовали себя особенно беспомощными. Другая же группа испытуемых никаким подобным воздействиям не подвергалась.

А затем участникам эксперимента учёные показывали картинки, состоящие из чёрных и белых точек. Некоторые из них представляли собой изображения животных или предметов быта, другие же составляли ничего не значащие случайные нагромождения точек.

Так вот, доведённые психологами до совершенной неуверенности в себе люди распознали в предъявленных образцах намного больше осмысленных изображений, чем их было на самом деле.

В другой части эксперимента те же неуверенные в себе люди нашли закономерности в совершенно произвольно взятых данных фондового рынка и искренне считали, что их взаимодействие в ходе эксперимента с этими данными как-то повлияла на результаты биржевых торгов.

Эта иллюзия контроля за ситуацией даже в случаях, когда никакого влияния на её исход со стороны человека нет и быть не может, тесно взаимосвязана с фундаментальным механизмом обработки информации: одновременные или близкостоящие события запечатлеваются в мозгу как причинно связанные. Этот механизм лежит в основе любого обучения – как у животных, так и у человека.

Одним из первых, кто попытался взглянуть на суеверия с научной точки зрения, был американский психолог Б.Скиннер, опубликовавший в 1948 году свой труд «Суеверные голуби». В ходе своих экспериментов он сажал голодных голубей в ящик с автоматической кормилкой. Каждые 15 секунд в ящик падало одно зёрнышко. Уже через небольшой промежуток времени голуби выработали каждый для себя повторяющийся вид поведения. Одни застывали в углу ящика, другие вертелись вокруг своей оси, третьи заполошно хлопали крыльями…

Мозг птиц соединил воедино падение зёрнышка со случайным поведением каждого голубя в этот самый момент. И хотя последующие ритуальные действия птиц, естественно, не оказывали никакого влияния на дозированное падение зёрен, поведение птиц тем не менее закреплялось, поскольку иногда эти события совпадали во времени.

Этот-то принцип учебного процесса, в ходе которого один стимул по времени тесно увязывается с другим, и становится краеугольным камнем в возникновении суеверий. Опыт с детьми от трёх до шести лет красноречиво показывает, как работает этот принцип рождения суеверий.

Детям предложили извлекать звуки из игрушечного клоуна, которые он умел производить в своём животе. Весь фокус состоял в том, что игрушка автоматически издавала звуки каждые тридцать секунд, о чём детишки не подозревали. В конце эксперимента одни дети были твёрдо уверены, что при извлечении звуков из клоуна очень помогает поцеловать его в нос, другие с успехом строили ему гримасы, третьи крутили ему руки или ноги… В итоге две трети детей выработали свой собственный ритуал по извлечению звуков из игрушки.

Само удивительное здесь то, что бессмысленные ритуалы и суеверия продолжают существовать, хотя связи между обусловленным ими поведением и ожидаемым результатом, как правило, не прослеживается. А всё дело в том, что людям свойственно защищать свои однажды усвоенные воззрения. Случаи, подтверждающие эти воззрения, более активно воспринимаются и лучше запоминаются, нежели их опровергающие.

А если какие-либо ритуальные действия не приводят к желаемому результату, люди скорее будут искать причину в себе, чем сомневаться в правильности примет. Ожидаемое имеет такую силу, что реально влияет на адекватность восприятия происходящего вокруг. Например, изучение достоверности показаний свидетелей в суде наглядно показало, что даже люди с чистейшей совестью и с самыми лучшими намерениями далеко не всегда описывают события так, как они происходили в действительности.

Как уверяют психологи, свою роль играет и факт, что люди считают гораздо надёжней ту информацию, которая более доступна. И поэтому широко распространённые в обществе суеверия практически не поддаются девальвации, не говоря уже о какой-либо радикальной их отмене. Например, нынешнее поветрие узнавать о будущих результатах футбольных единоборств при помощи всевозможных животных в виде оракулов ширится и множится по всей планете. На снимке в начале этого поста вы видите выдру из немецкого городка Ауэ, которая пока что верно угадывала успешные игры своих земляков на Евро-2012.

Чрезвычайно важный вклад в расширение и бурное распространение суеверий вносят отдельные социальные группы. Именно те из них, для которых конечный результат их деятельности очень зависит от внешних обстоятельств. И потому моряки, крестьяне, солдаты, артисты или спортсмены гораздо суеверней всех прочих людей.

Это кажется смешным, но, например, известнейший немецкий футболист Мирослав Клозе при облачении в спортивную форму в раздевалке осуществляет целый ритуал и первый шаг на футбольное поле делает непременно правой ногой. Его коллеги в разных клубах и в различных странах вытворяют ещё более, казалось бы, бессмысленные вещи. А всемирно прославленный гольфист Тайгер Вудс в последний турнирный день неизменно надевает исключительно красную рубашку…

Однако те же учёные, подчёркивающие объективную бессмысленность суеверных ритуалов, не исключают и некоторой пользы от них. Например, исследователи из Кёльнского университета в Германии в ходе эксперимента вручили одной из испытуемых групп «счастливый» мяч для гольфа, а второй группе дали «обыкновенный». И что же вы думаете? Ребята со «счастливым» мячом проявили себя не только более внимательными и сконцентрированными, но и попадали в цель заметно чаще.

Так что даже научные мужи вынуждены признать, что те, кто верит в свой приносящий удачу талисман, чувствуют себя при выполнении важного задания уверенней и выполняют его зачастую лучше прочих материалистически заточенных граждан. А тем, кто искренне считает, что пятница тринадцатого – несчастливый день, специалисты рекомендуют отказаться от важных решений и дел и перенести их на другую дату.

И вообще, как говорит один из самых авторитетных специалистов в области суеверий американский психолог Стюарт А. Вайс, быть суеверным гораздо легче, чем признаться в этом.