Слово «франчайзинг» образовалось от старого французского «franc» (свободный), а через какое-то время перешло в более современную форму: «franchir» (освобождать). Чуть позже появилось новое значение франчайза: так начал называться вид деятельности, подразумевающий использование марки, товара, услуги крупной компании.

Предложение франшизы в России   Историю франчайзинга можно отследить с 1840 года – именно тогда германские пивовары начали предлагать собственникам таверн франшизы, которые давали право продавать пиво конкретного производителя. Это со временем стало популярным, и разрасталось по разным странам мира, в том числе пришло и в Россию. В настоящее время есть огромное количество предложений франшизы в России, а история этого вида рыночных отношений на территории нашей страны началась в 1990-х годах. Тогда в России появилось, известное на сегодняшний день, кафе «Баскин Роббинс», а вслед за ним стали появляться другие компании.

В России первый договор концессии (специализированный договор франчайзинга) был составлен в 1996 году. Он широко использовался в бизнес-сфере того времени. В 1998 году в стране произошел дефолт, и многие бизнесмены разорились и лишились предприятий. Однако в 2000 году ситуация стабилизировалась, и с тех пор франчайзинг успешно развивается в России. Современный каталог франшиз предлагает широкий выбор популярных франшиз, которые принесут прибыль.

Франчайзинг: особенности развития в России

Франчайзинг и его развитие в России имеют некоторые особенности:

  1. Многие компании, которые имеют франчайзинговые сети в РФ, не заключают прямые договоры франчайзинга, а разрабатывают различные соглашения с индивидуальным подходом и условиями для второй стороны. Поэтому сложно сказать точно, сколько франчайзинговых компаний сосредоточено в России.
  2. В России франчайзинг распространен, в большей степени, в сфере услуг, общепите и торговле. Промышленный франчайзинг на территории нашей страны не так популярен, поскольку для его развития требуются серьезные вложения.
  3. Договор франчайзинга подразумевает выплату первоначального взноса и ежемесячные комиссии. Ставка ежемесячных выплат в России – фиксированная, а в других странах выплачивается процент от прибыли.
  4. В России договора франчайзинга заключаются обычно сроком не более чем на 5 лет. Так франчайзеры перестраховываются в случае, если нагрянет экономический кризис.
  5. Франчайзинг более распространен в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург). Многие предприниматели осваивают франчайзинг в крупных городах, а затем, набравшись опыта, открывают в своих регионах собственное дело, не зависящее от кого-либо.

У франчайзинга есть определенные негативные стороны и особенности, но тем не менее, он предусматривает огромные возможности развития.