Предположение, что функции человеческого мозга с возрастом неуклонно угасают, не подтверждается. В ходе недавнего исследования команда немецких учёных из университета в Тюбинге, возглавляемая лингвистом Михаэлем Рамскаром, пришла к совсем другому выводу: «Человеческий мозг с возрастом работает медленнее, но только потому, что с течением времени накапливает больше знаний».

 

 

    Исследователи создали компьютерные модели, которые могут предсказывать и оценивать человеческое поведение в тестах по когнитивным способностям. Когда компьютер загружался небольшим объёмом данных, производительность машины напоминала показатели молодых людей. А когда в компьютер вводили очень много информации, дабы имитировать опыт долгой жизни, производительность машины становилась сопоставимой с мозговой продуктивностью зрелых людей. Понятно, что дело тут было вовсе не в том, что снижалась мощность компьютера, пишут учёные в журнале «CognitiveScience». Машина начинала работать медленнее, поскольку ей приходилось обрабатывать больше информации.

 

Время поиска зависит от объёма информации

 

Рамскар поясняет это на двух примерах: «Представьте себе кого-нибудь, кто знает даты дней рождения двух человек и безошибочно их вспоминает. Будете ли вы утверждать, что этот индивид имеет лучшую память, чем тот, кто знает даты дней рождения двухсот человек и в девяти из десяти случаев может правильно соотнести в своей памяти конкретную личность и конкретную дату? Или вы исследуете книжные полки с двумястами и с двадцатью книгами – на какой вы быстрее найдёте нужную?»

   Учёные насыщали компьютерную программу огромным объёмом лингвистических данных. И им удалось доказать, что стандартизированные лингвистические тесты, которые используются во время возрастных исследований, тотально недооценивают словарный запас взрослых людей. И в результате причины более долгого «времени поиска» многие ошибочно пытаются искать в слабеющей памяти.

 

Убедительность понятийных пар

 

В ходе исследования удалось получить не только объяснение того, почему мозг у взрослого человека кажется более медленным и забывчивым, чем у подростков. Учёные также пришли к выводу, что возрастные изменения в мозгу демонстрируют даже, что взрослые лучше контролируют свои увеличивающиеся знания.  Для этого исследователи использовали обыкновенный тест парно-ассоциативного обучения, с помощью которого они измеряли когнитивные возможности людей. Испытуемые должны были запоминать пары слов типа «вверху/внизу», «галстук/бабочка».

   Подросткам легче удавалось запомнить пары типа «вверху/внизу», чем «галстук/бабочка», поскольку первые в разговоре встречаются намного чаще. А в целом им в память врезались словесные пары независимо от того, имеют ли они смысловую связь. То есть подростки не видели особой разницы в том, появляется ли слово «бабочка» в паре со словом «галстук» или же с каким-то другим.

  Взрослые участники исследований, наоборот, во время теста легче запоминали словарные пары, связанные по смыслу – на протяжении своей жизни они развили в себе лучшее понимание взаимосвязи слов в речевом их использовании.

  Харальд Баайен, руководитель исследовательской группы по количественной Лингвистике университета в Тюбинге, объясняет это так: «Чтобы правильно пользоваться языком, следует избегать употребления терминов, которые хотя и выглядят убедительно, но никак друг с другом не согласуются. Взрослым на основе их жизненного опыта это удаётся лучше».

 

  Впереди – новые тесты

 

На основании полученных результатов лингвисты из Тюбинга  пришли к выводу, что измерение когнитивных возможностей пожилых людей следует проводить иначе. Для создания корректных тестов следует прежде выяснить, какую информацию и сколько наш мозг перерабатывает. Существующие сейчас тесты этого не предусматривают.

«Мозг пожилых людей не становится слабее, как раз наоборот, он просто знает больше», — утверждают немецкие исследователи.