Чтобы выяснить возможную взаимосвязь между пищей и умственными способностями, необходимы две вещи: большое число объектов наблюдения и много времени. Поэтому влияние питания на умственные способности выясняется очень медленно. В одном британском исследовании учёные наблюдали за детьми из 14500 семей начиная с девяностых годов.

 

 

 В итоге выяснилось: дети, которые не вскармливались грудным молоком или в раннем возрасте потребляли много сильно  обработанной, богатой жирами и сахаром пищи, в возрасте восьми лет демонстрировали более скромные умственные способности, чем их сверстники, питавшиеся в раннем детстве материнским молоком и свежей, приготовленной в домашних условиях пищей.

То, что нездоровая пища отрицательно воздействует на мозг, подтверждает и недавнее исследование 245 иранских школьников. Дети, потреблявшие много очищенных углеводов в виде сахара, белого хлеба или макарон, демонстрировали слабые результаты в разных тестах на умственное развитие.

Иными словами, тот, кто отдаёт в питании предпочтение сладостям, готовым блюдам с большим количеством сахара и сильно переработанным зерновым и картофельным продуктам, отнюдь не способствует развитию умственных способностей у детей.

Но не только качество пищи влияет на умственные способности, но и её количество. Об удивительном эксперименте с голубями сообщили исследователи из университета в Лозанне. Мадлен Скриба и её коллеги установили, что птенцы, которые несколько недель получали недостаточный корм, впоследствии демонстрировали лучшую пространственную память.

То же самое происходит и у крыс: ограниченное питание в детстве приводило к развитию хорошей пространственной памяти. А когда крысёныши получали совсем плохое питание, то они, вырастая хилыми и слабыми, демонстрировали, тем не менее, такие же умственные способности, как и их хорошо упитанные сородичи.

Учёные подозревают, что лёгкая диета может приносить пользу мозгу пожилых людей. К такому выводу пришла исследовательница из клиники Шарите в Берлине Агнес Флёэль. Пожилые люди, которые уменьшали ежедневное потребление калорий на 30 процентов, улучшали свою память. Однако исследовательница при этом не рекомендует пожилым людям голодать для того, чтобы улучшить свои когнитивные возможности.

— Важно не уменьшение веса тела, а уменьшение количества калорий. Для этого мы сейчас интенсивно ищем субстанции, которые могли бы на клеточном уровне имитировать уменьшение поступления калорий, не снижая при этом веса тела, — подчёркивает исследовательница из Берлина.

Ещё большая осторожность требуется с детьми, чей мозг и когнитивные способности только начинают развиваться. Голод и недостаточное питание в детстве могут быть очень вредными. Ещё в семидесятых годах исследователи в полевых условиях выяснили, что живущие в нищете дети умественно лучше развиваются, когда получают дополнительное питание — в особенности белковое.

Однако и в богатых промышленно развитых странах недостаточное питание может отрицательно воздействовать на детский мозг. Маленькие дети, которые в первые годы своей жизни получают мало пищи вообще или недостаточно здоровой пищи, затем в школе имеют трудности с чтением, счётом, в социальном и эмоциональном развитии. Об этом свидетельстует недавнее исследование, проведённое в США среди 3700 домохозяйств с низким уровнем доходов.

Однако и перекармливать детей не следует.  Слишком много еды приводит к избыточному весу и вредит в детском возрасте умственном у развитию ребёнка. Избыточный вес у взрослых также угрожает когнитивным способностям человека.

Короче говоря, питание детей должно обеспечиваться как достаточным количеством пищи, так и её высоким качеством.