Умер ли Иисус на Y-образной древесной развилке?

   Неужели христианам всего мира придётся несколько видоизменить главный символ своей веры? Во всяком случае, исследования итальянского археолога и антрополога Маттео Боррини создают некоторые предпосылки к этому.

Распятый Иисус

 

     Как свидетельствует тщательное изучение Туринской плащаницы, человек, чей отпечаток сохранился на ней, умер с поднятыми вверх руками.  То есть на самом деле Иисус, вопреки традиционным представлениям, умер на Y-образном кресте, возможно, на развилке дерева.

  Боррини занимается судебной археологией и специализируется на анализе следов крови давно умерших людей. И именно под этим углом его заинтересовали ржаво-коричневые линии на Туринской плащанице. В каком положении должен был находиться человек на кресте, чтобы кровь из ран на его руках пошла бы точно по этому направлению к его локтям?Туринская плащаница

Совместно с Луиджи Гарласкелли, химиком из Павии, питающем слабость ко всяким странным феноменам, Боррини с помощью консервированной крови и канюлей, укреплённых на локте, выяснил: кровяные следы на Туринской плащанице свидетельствуют, что казнь была осуществлена на распятии в виде буквы Y, а не на Т-образном, как принято считать.

В чисто археологическом смысле в этом нет принципиальной новизны. Для распятий римляне использовали всё,  что можно было связать или сколотить гвоздями: столбы с поперечинами, Х-образные балки, простые столбы и развилки дерева. Еврейский историк Иосиф Флавий пишет, что римские солдаты получали огромное удовольствие от того, что казнили пленных, располагая их в различных позах.

Как же выглядел крест Иисуса? Библия об этом умалчивает. Евангелисты Матфей и Иоанн рассказывают, что во время казни Иисуса «над его головой» или «вверху на кресте» была укреплена табличка с приговором, что при Y-образном распятии, конечно же, было бы невозможно. Однако наиболее старое Евангелие от Марка не указывает конкретного места прикрепления этой самой «titulus crucis». Табличка вполне могла быть прикреплена у подножия распятия.

Противники этого нового взгляда итальянских исследователей на форму распятия в качестве своего аргумента выдвигают… рационализм древних римлян. Те настолько часто прибегали к казням всевозможных видов, что просто обязаны были как-то рационализировать процесс. Например, солдатам не очень-то улыбалось каждый раз вкапывать столбы в каменистый грунт. Поэтому они установили на Голгофе три или больше столбов с перекладинами, так сказать, многоразового пользования.

Тем не менее,  распятие Иисуса на Y-образной древесной развилке было одним из самых излюбленных сюжетов для художников поздней готики. Причём такая трактовка опиралась не на археологию, а на теологию: подобное изображение должно было напоминать древо жизни.

И всё же, наверное, неважно, какой формы было распятие. Спасение мира, конечно же, не зависит от каких-то внешних форм.