Правительство США выплачивает американским индейцам компенсацию за использование их родных земель в размере миллиарда долларов (примерно 800 миллионов евро). Деньги идут в 41 индейское племя.

Как сообщает министерство юстиции США, достигнутое историческое соглашение наконец-то удовлетворило более чем столетней давности иски. А предпосылкой к этому были двухлетние переговоры между представителями племён и правительством США.

Министр юстиции США Эрик Холдер подчёркивает, что соглашение разрешает «исторические проблемы» учёта и управления землями и имуществом индейцев, переводя их в справедливое и честное русло. В 2009 году американское правительство выплатило индейцам 3,4 миллиарда долларов. При этом речь шла о плохом управлении целевыми фондами, которые руководят землями, принадлежащими различным племенам.

А между тем племя чероки спорит с потомками своих чёрных рабов о том, кто же есть истинный индеец. Речь идёт о 2800 так называемых фридменов, которые являются потомками чёрных рабов, находившихся во владении у племени чероки, когда оно ещё обреталось в штатах Теннесси и Джорджия. Фридмены ссылаются на договор от 1866 года между чероки и правительством в Вашингтоне, который предоставлял им равные права с членами племени. Сами же чероки, проживающие ныне в Оклахоме, желают признавать своими лишь тех, у кого хотя бы один из предков являлся истинным чероки.

Как обычно в Америке, проблема в основном крутится вокруг денег. Фридмены очень хотят подключиться к социальной сети племени, которая простирается от дотируемых больниц и дешёвых жилищ до талонов на питание. И федеральное правительство уже пригрозило чероки ликвидировать эти дотации, если племя не признает фридменов своими.

Однако чероки очень неслучайно пытаются этнически выделиться из прочих американцев, которыми могут называться все, родившиеся здесь или получившие гражданство США. Это племя было одним из тех пяти, которых президент Эндрю Джексон на основании акта о выселении индейцев от 1830 года выгнал их с родного юга. В 1838 году солдаты погнали индейцев в ледяную стужу в смертельный поход на более чем тысячу миль. Эта прозванная «Тропою слёз» дорога унесла жизни почти половины членов племени.

А ведь перед этим чероки в надежде на гуманность насквозь демократического американского общества даже делали попытки ассимилироваться в «белую культуру». Они жили в каменных домах, носили современную одежду, разработали шрифт, на котором напечатали Библию, выпускали свою газету и даже добились от Верховного суда права не подвергаться выселению с родных мест. Однако президент Джексон наплевал на всё это…

Приобщаясь к белой американской культуре, индейцы и себе завели чёрных рабов, которых им затем пришлось брать с собой во время смертельного марша на север. В 1863 году рабы были добровольно отпущены на свободу – за два года до окончания Гражданской войны, как подчёркивают чероки. А в 1866 году Вашингтон решил, что все негры, жившие на землях племени, к этому племени и должны принадлежать.

Только в последние десятилетия многие индейские племена отвоевали себе право на собственную самобытную культуру. Они получили даже полуавтономный статус. Кроме того, нынче они подчиняются лишь федеральным законам, а не законам отдельных штатов. Племена имеют право повышать налоги на сигареты и бензин и заводить казино. И многие на этом прилично разбогатели. В том числе и чероки.

И, понятное дело, нашлось немало негров, которым захотелось приобщиться ко столь щедрому денежному дождю. Чероки это, естественно, не понравилось. В восьмидесятых годах все, кто не был чероки по крови, были исключены из состава племени.

В ответ на это фридмены доказывают, что они и их предки более сотни лет проживали на территории племени. И многие белые поддерживают негров в их требованиях. Для белых американцев это означает в некоторой степени облегчение собственной совести, когда они заявляют, что вот, видите ли, и индейцы имели когда-то рабов. Более того, находятся и такие индейцы, которые критикуют чероки, обвиняя их в семейственности, нарциссизме и даже расизме.

А между тем подобные конфликты разгораются и в дюжине прочих индейских племён, начиная от команчей и заканчивая семинолами. Так что не только белые американцы имеют нынче возможность убедиться, насколько последствия когда-то процветавшего в стране рабства живучи и злокозненны. Как, собственно, и само рабство…