Авиакомпании всегда запускали пассажиров на борт самолёта партиями, в определённом порядке. Считалось, что это экономит время. Теперь норвежские физики, как сообщает «DW»,  дают другие рекомендации.

Пассажиры

 Каждый, кому приходится много летать, на собственном печальном опыте знает, как бесконечно долго тянется порой посадка пассажиров, как мучительно медленно заполняется самолёт. Многие авиакомпании, пытаясь ускорить этот процесс, взяли себе за правило запускать пассажиров в салон партиями: сначала — первый и бизнес-классы, потом тех, чьи места ближе к хвосту, скажем, с 30-го ряда и до конца салона, следом за ними — тех, кто сидит в рядах с 15-го по 29-й, и под занавес — всех остальных.

Наиболее широко эта практика распространена на международных рейсах в Европе, трансконтинентальных рейсах, а также внутренних рейсах США. Видимо, руководство этих авиакомпаний считает, что такой порядок ускоряет процесс заполнения салона, придаёт ему дополнительную динамику.

Но сами пассажиры едва ли с этим согласятся, ведь каждому не раз доводилось подолгу стоять в проходе между креслами и дожидаться, пока кто-то там впереди уложит, наконец, свою ручную кладь и усядется, освободив заблокированный проход.

Двое норвежских исследователей, сами крайне раздражённые этой ситуацией, решили подойти к вопросу с научной точки зрения. Результаты их работы опубликованы теперь в журнале «Physical Review E».

 

Расчёты на упрощённой модели

 

Вообще-то физики Видар Фретте из Стур-Хёугесуннского колледжа в Хёугесунне и Пер Хеммер из Норвежского университета естественных и технических наук в Тронхейме давно изучают механизмы образования пробок и заторов на автотрассах. Поэтому идея использовать те же математические модели для расчёта процесса посадки пассажиров в самолёт напрашивалась сама собой.

Видар Фретте рассказывает: «На эту тему уже имеется ряд научных исследований. Но практически все они посвящены поиску путей оптимизации заполнения пассажирами того или иного типа самолётов. Мы же избрали иной подход. Вместо того чтобы пытаться просчитать оптимальный алгоритм посадки для данного конкретного авиалайнера, мы решили выяснить, почему вообще возникает этот затор, какие факторы ему способствуют, а какие препятствуют. Как это принято в физике, мы использовали для наших вычислений упрощённую модель салона: в каждом ряду — всего два кресла, по одному слева и справа от прохода».

 

Нелинейная зависимость

 

Несмотря на простоту модели, она позволила выявить одну очень важную закономерность: оказалось, что время, необходимое для заполнения мест в салоне, связано с количеством претендентов на них нелинейно. То есть: если сразу запустить в самолёт партию пассажиров вдвое большей численности, то рассаживаться они будут, конечно, дольше, но всё же не вдвое. Время посадки хоть и увеличится, но менее чем в два раза.

По мнению физиков, это связано с тем, что некоторые из пассажиров застревают в проходе как раз возле «своего» ряда, и чем больше пассажиров, тем чаще это случается, так что рассаживание происходит быстрее. Естественно, верно и обратное: тот, кто запускает пассажиров в самолёт небольшими партиями, искусственно замедляет процесс посадки.

 

Запускать всех скопом эффективнее

 

Видар Фретте пясняет: «Многие исследования показывают, что утвердившаяся сегодня практика запускать пассажиров партиями — скажем, сперва ряды с 33-го по 48-й, потом с 16-го по 32-й и так далее, — неэффективна. Было предложено немало альтернативных идей, призванных оптимизировать этот процесс: например, сперва заполнять чётные ряды, потом нечётные, или сперва все места у окна, потом все средние места и под конец места у прохода».

«Все эти предложения оказались совершенно неприемлемыми с практической точки зрения, что, в общем-то, понятно: это было бы сущее издевательство над пассажирами, и ни одна авиакомпания себе такого позволить не может, — отмечает Фретте. — Теперь же наше исследование показало, что запускать в самолёт сразу всех пассажиров в случайном порядке гораздо эффективнее, чем делить их на партии. И чем больше пассажиров, тем больше будет выигрыш во времени».

 

American Airlines перестраивается

 

Выразить этот выигрыш в точных цифрах авторы исследования пока не могут, но полагают, что он должен составить от 10 до 20 процентов. Впрочем, работа продолжается, учёные намерены теперь усложнить свою модель, увеличив количество кресел в ряду. Это позволит дать более точную количественную оценку возможной экономии времени, однако принципиально рекомендация физиков едва ли изменится, поскольку механизмы, положенные в её основу, останутся теми же.

Неясно только, готовы ли авиапредприятия последовать этим рекомендациям. Впрочем, одно уже сделало шаг в нужном направлении, правда, по итогам собственного анализа потерь времени: с мая прошлого года компания American Airlines запускает в самолёт пассажиров экономического класса в случайной последовательности. По данным компании, это позволяет ей на каждом рейсе экономить до четырёх минут.