Когда нефть загоняет в угол, на помощь приходит уголь

 

      Перед углём распахиваются огромные перспективы. В этом уверены учёные из горной академии в немецком Фрайберге и своими исследованиями активно приближают ренессанс угля в качестве сырья для химической промышленности. Это позволит богатым углём странам, страдающим нынче от нефтяной зависимости, эту зависимость существенно снизить.

 

   Уголь

   «Цены на нефть будут заметно расти. И поэтому нам необходимо уже до 2020 года начать переход на другие источники энергии. Речь в первую очередь идёт об угле», — говорит ректор технического университета Фрайбергской горной академии Бернд Майер. Он исходит из того, что если нынче баррель нефти стоит примерно 100 долларов, то за последующие десять лет эта цена удвоится.

   Поэтому фрайбергские учёные так усиленно стремятся усовершенствовать процесс газификации угля. В химической промышленности уголь способен полностью заменить нефть и тем самым может сделать Германию и другие богатые углём страны менее зависимыми от импорта нефти. Что касается топлива, то здесь переход будет более медленным и растянется лет на пятьдесят. Но он неизбежен.

   Принцип газификации угля известен уже давно. Под воздействием давления и высокой температуры уголь превращается в газ, состоящий из окиси углерода, водорода и метана. А затем полученный газ становится сырьём для искусственных материалов и синтетического топлива. Во время войны, например, в Германии таким образом производилось достаточно много синтетического бензина. Многие города в Германии и в других странах использовали произведенный с помощью угля газ для своих нужд.

    Однако затем дешёвые нефть и газ сделали уголь неконкурентоспособным. И вот нынче быстро растущие цены на нефть вновь открыли перед углём широкие перспективы.

   Как считают немецкие учёные, уже при цене нефти 150 долларов за баррель синтетическое топливо из угля становится более рентабельным. При этом оно получается более высокого качества, нежели, например, стандартный 95-й бензин, и оказывается гораздо более безопасным для окружающей среды. При сгорании этого топлива в атмосферу выбрасывается лишь 20 процентов от тех содержащихся в выхлопных газах сажи, оксида азота и серы, которые присутствуют в выхлопных газах от топлива, изготовленного из нефти. Не зря ведь в Китае тоже серьёзно озаботились производством синтетического топлива. Таким образом там пытаются значительно улучшить качество воздуха в Пекине и других китайских мегаполисах.

   Немецкие специалисты уже начали строительство в Казахстане предприятия, которое через два, максимум три года будет производить ежегодно 130 миллионов литров бензина из угля. Так что у дорогущей нефти сегодня появляется серьёзная альтернатива.