Фольксваген: 75 лет неоднозначной истории «жуков»

     Немецкая автометрополия Вольфсбург отмечает свой 75-летний юбилей. Ровно столько лет прошло с тех пор, как Адольф Гитлер на берегах Среднегерманского канала между городами Ганновер и Магдебург заложил первый камень будущего автостроительного предприятия по производству «народного автомобиля». Так и возник Вльфсбург — сердце сегодняшнего третьего по величине в мире автогиганта, выпускающего прославленный автомобиль фольксваген.

 

75 лет фольксвагену2

 

И  нынче, если оторвать взгляд от конвейера , по которому движутся новенькие, с иголочки, автомобили, и устремить его к потолку сборочного цеха, то там можно ещё разглядеть следы минувшей войны. Некоторые стальные балки перекрытий, пережившие англо-американские авианалёты, были использованы при восстановлении предприятия и тем самым стали как бы памятными знаками неоднозначной и бурной истории предприятия.

 

Сегодня только американский General Motors и японская Toyota продают в мире автомобилей больше, чем европейский лидер автомобилестроения Volkswagen. Однако подобное положение вещей, как считают в немецком концерне, должно продлиться самое позднее до 2018 года, после чего японцам и американцам придётся уступить мировой автотрон немцам.

 

И здесь весьма характерна параллель с заокеанскими автостроителями более чем 75-летней давности. Тогда нацисты поручили Фердинанду Порше разработать проект нового автопроизводства. И автоконструктор в конце 30-х годов прошлого века отправился в Штаты набираться опыта, в первую очередь, по массовому производству автомобилей у Форда. Ведь сам Гитлер был вынужден признать, что по степени моторизации «немецкий народ отстаёт сильнее всех».

 

На заводах Форда Порше наиболее тщательно изучал функционирование современных конвейеров, которые, в зависимости от времени суток, меняли свой темп, ориентируясь на биоритмы рабочих. Кроме того, Порше пытался проникнуть в тайны высоких зарплат и низких продажных цен в Соединённых Штатах. Одновременно ему удалось переманить в гитлеровскую Германию 20 высококлассных специалистов немецкого происхождения.

 

Ещё во время своей командировки в Штаты немецкая делегация решила, что автопредприятие по производству «народного автомобиля» в Германии должно быть копией фордовского основного производства. Однако эти планы оказались очень далеки от реальности.

 

Построенный за счёт отчуждения у немецких профсоюзов денежных средств завод так и не стал при нацистах средством моторизации германской нации. За период с 1940 года и до конца войны с конвейера завода вышло всего 640 гражданских автомобилей. И даже 65 тысяч построенных здесь джипов и автомобилей-амфибий ни в коей мере не обеспечили планировавшегося превосходства Германии над Америкой.

 

Не прибыли в Вольфсбург и некоторые специальные машины, заказанные нацистами в США. В Германии наблюдался связанный с войной огромный дефицит иностранной валюты. Нацисты, правда, предлагали американцам бартер в виде канареек и саксофонов, однако американцы, как всегда, предпочитали только наличные.

 

В 1940 году завод, объявленный нацистской пропагандой «самым современным автопредприятием в мире», производил в основном деревянные контейнеры для нужд воздушно-десантных сил и фауст-патроны.

 

Развитие фольксвагеновского производства было тесно связано с судьбами людей, пригнанных нацистами на принудительные работы. В 1942 году они составили две трети всей рабочей силы на заводе. Лишь в конце 90-х годов прошлого века концерн VW сумел рассчитаться с компенсациями этим людям за их подневольный труд.

 

Нацистское прошлое до сих пор тяжёлой тенью витает над концерном. И поэтому его руководство всячески подчёркивает, что истинная производственная история предприятия началась лишь в 1945 году. Тот факт, что именно Гитлер заложил первый камень в сердце концерна, является для фирмы незаживающей раной. Так что этот малопочтенный юбилей в нынешнем июне поспешили заслонить более радостным и почётным событием — выпуском 30-миллионного фольксвагенагольфа.