Не превратится ли железный конь в деревянную лошадку?

    Оказывается, даже и сегодня — в век сверхлёгкого углерода инженеры пытаются использовать древесину в создании новых автомобилей. Более того, этот природный материал нынче переживает настоящий ренессанс в автомобилестроении.

  В самом начале автомобильной эпохи приборные доски из дерева, как и многие другие деревянные детали, были обычным явлением в первых самоходных машинах. А когда Готтлиб Даймлер в 1885 году открывал эру автомобилей, дерево было для строительства самодвижущегося экипажа вообще главным материалом.

Сегодня в автостроении правит бал сталь. Однако некоторые эксперты считают, что даже в несущих частях автомобиля дерево способно нынче составить стали серьёзную конкуренцию. Как утверждает немецкий специалист по древесине Фолькер Толе из Фрауенхофского института в Брауншвейге, козырём дерева могут служить его долговечность, последние ноу-хау деревообрабатывающей промышленности и многовековой опыт работы с древесиной.

Нынче тема новых материалов актуальна как никогда. Например, самый покупаемый в Германии автомобиль VW Golf в своей первой версии весил 800 килограммов. А сегодня Golf VII уже наполовину тяжелей. Технологические новшества, меры безопасности, элементы роскоши и дополнительное пространство собирают свою дань. А в условиях, когда к качеству выхлопных газов предъявляются всё более жёсткие требования, формула «меньше вес – больше экономия топлива» становится всё более магической. Например, обзоры и новинки авто,  четко улавливающие и широко освещающие новейшие тренды мирового автомобилестроения, показывают на примере свежих образцов автопрома, что именно по этому направлению наиболее активно устремляется сегодня инженерная мысль.   

А практически одна из последних инноваций для этих целей расположилась на заводе в Вольфсбурге и предназначена для производства новых вольксвагеновских гольфов. Этот величиной с небольшой дом пресс штампует детали корпуса для новой модели авто. Специальная горячая обработка делает стальные части корпуса легче и одновременно прочнее.

Но вот в ближайшее время древесина бука сможет сократить поставки стали на завод. Во всяком случае, это обещает проект, до 2015 года финансируемый федеральным Министерством исследований Германии. Многие фирмы, среди которых и Volkswagen, участвуют в этом проекте. Сначала разрабатываются детали, в качестве материала для которых служит древесина, а потом последует и непосредственное изготовление автомобиля.

Наряду с внутренней отделкой автомобиля деревом специалисты прогнозируют также изготовление деревянных порогов и боковой защиты дверей. При этом планируется из кусочков древесины и клея создавать такую волокнистую структуру, которая бы обеспечивала жёсткую защиту и поглощала большую часть энергии удара.

Однако тот, кто знаком со страхом автостроителей перед ржавчиной, вполне способен представить себе и опасность, подстерегающую древесину, — гниение. Конечно, нынче существуют высокоэффективные пропитки, предотвращающие этот пагубный процесс, но они стоят денег. Не скажется ли их стоимость на общей эффективности применения дерева в автомобилестроении?

С другой стороны, при устранении риска гниения древесина может разыграть свой главный козырь — долговечность. Кроме того, немаловажно, что это — возобновляемый на Земле материал.

Конечно, сталелитейным концернам не стоит ожидать сильной конкуренции со стороны буковых лесов. Проект пока что находится в начале своего развития, и впереди ещё много неясного. Возможно, в итоге дерево из-за строгих требований к его жёсткости и влагостойкости окажется не столь перспективным материалом, как это кажется сегодня. Двигатель, гидравлика, электрика, резина на автомобиль — всё это вне пределов применения древесины в автомобилестроении. И тем не менее участники проекта возлагают на этот природный материал далекоидущие надежды.

И в любом случае древесина останется сырьём для всевозможных материалов самого широкого применения. Специалисты концерна Volkswagen приводят в качестве примера важную составляющую древесины в виде лигнина. Это вещество применяется при изготовлении углеродных волокон и является энергосберегающей альтернативой до сих пор использующегося сырья в виде нефти.