Бесплатная парковка — причина всех бед города

     Поиск свободного парковочного места в центре города — это почти всегда проблема. Американский эксперт предложил инновационную систему учёта свободных мест и гибких цен на них.

    С проблемой поиска свободного парковочного места каждый моторизированный житель крупного города сталкивается по нескольку раз на дню. Утром не найти места возле работы, вечером — возле дома.

В зависимости от того, как строго в том или ином городе местная дорожная полиция следит за соблюдением правил, автомобилисты либо катаются вокруг нужного квартала, пока не освободится вожделенное место, либо паркуются на тротуарах и велосипедных дорожках, бросают машину во втором ряду, блокируют въезды во дворы, занимают места для инвалидов и так далее. Особенно драматично складывается ситуация там, где парковки бесплатные.

 

Бесплатные и дешёвые парковки обходятся дорого

 

Это и побудило видного американского эксперта по проблемам градостроительства и инфраструктуры Доналда Шупа, профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, написать книгу «Высокая цена бесплатной парковки». По мнению учёного, именно бесплатные или очень дешёвые парковочные места — корень многих из тех проблем, с которыми приходится сталкиваться сегодня мегаполисам: пробки, загазованность воздуха, перерасход энергии, частые ДДП и так далее.

Учёный говорит: «Я полагаю, что одной из крупнейших ошибок, допущенных нами при проектировании городов-спутников в 20-м веке, был исходный посыл: каждый взрослый имеет автомобиль, может поехать на нем куда угодно и обязательно найдёт там бесплатное парковочное место».

В результате сегодня значительную часть внутригородского транспортного потока составляют не те, кто куда-то едет, а те, кто уже приехал, но ищет, куда бы приткнуть машину. Впрочем, учёный подчёркивает, что он не призывает вовсе отменить бесплатные или дешёвые парковки: дело не столько в низком уровне цен, сколько в том, что эти цены фиксированные, не гибкие, они не отражают соотношение между спросом и предложением в каждый конкретный момент времени.

 

Власти Сан-Франциско не боятся экспериментов

 

Собственно, книгу свою профессор Шуп написал еще в 2005 году, но до практической реализации предложенной в ней концепции дело дошло только недавно. Взяться за радикальную перестройку прежней системы управления парковочной инфраструктурой решились городские власти Сан-Франциско, известные своей готовностью осуществлять инновационные проекты.

Старые механические парковочные счетчики с постоянным тарифом, в большинстве случаев составлявшим 3 доллара в час, заменили новыми электронными автоматами, дистанционно управляемыми через интернет. Более 18 тысяч парковочных мест в оживлённых районах города оборудовали вмонтированными в асфальт датчиками, регистрирующими, занято место или свободно. Информация от датчиков поступает в режиме реального времени на центральный сервер, который на этой основе вычисляет оптимальные тарифы и задает их соответствующим парковочным автоматам.

Алгоритм, используемый при вычислении тарифов, очень прост: если в данном квартале имеется два свободных места, цена остается неизменной, если больше двух мест — снижается, если меньше двух мест — растёт.

 

Смартфон, Интернет и прочие достижения прогресса

 

Водители в большинстве случаев пользуются специальной прикладной программой на своих смартфонах, которая указывает им путь к ближайшему парковочному месту — если есть выбор, то к наиболее дешёвому. Зарезервировать место заранее нельзя, а вот оплатить его через смартфон сразу по прибытии — можно.

Профессор Шуп говорит: «Спустя год после введения новой гибкой системы в эксплуатацию парковка в центре Сан-Франциско обходится в среднем на один процент дешевле, чем прежде. И в то же время найти место стало легче. Цены варьируются от 25 центов в час до 6 долларов в час. Тем, кто хочет сэкономить, наша система даёт возможность подыскать более дешевое, но и более удалённое место, и пройти несколько кварталов пешком. Я думаю, это неплохой компромисс и для автомобилистов, и для города».

 

Деньги большие, но потрачены с толком

 

Внедрение инновационной системы обошлась бюджету Сан-Франциско в 12 миллионов долларов, но эти деньги были потрачены не зря: уже через несколько месяцев ситуация в городе заметно улучшилась для всех участников дорожного движения. Точные статистические данные ещё только готовятся к публикации, но эксперты склонны полагать, что новая система снизила даже аварийность на улицах города.

Средства, собираемые в качестве платы за парковку, в полном объёме идут на развитие городского общественного транспорта. В этом, говорит профессор Шуп, заключается социальный аспект новой системы: она выгодна не только автобусным и трамвайным фирмам, но и людям, которым собственный автомобиль не по карману.

Сегодня аналогичную систему внедряет у себя Бостон, интерес к ней проявили и другие города, в том числе и за границей.

 

Источник