Получается почти как в той известной поговорке: сила (лошадиная) есть, ума (человеческого) не надо. Во всяком случае, один из самых важных европейских автосалонов в Женеве демонстрирует нынче явную растерянность автопроизводителей пред лицом кризиса сбыта. Представленные на автошоу модели соревнуются друг с другом в абсурдно огромных количествах лошадиных сил и чрезвычайно скромны в инновациях.

 

  

    Многие удивляются, что автомобильная отрасль ещё не запросила у своих правительств срочной помощи. Ведь европейское автомобилестроение пребывает в явном кризисе. Сбыт неуклонно падает. Только в январе этого года в Западной Европе он снизился на девять процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это при том, что 2012 год был самым сложным для автомобилестроителей с 1995 года. Всего 12 миллионов автомобилей удалось продать в прошлом году, тогда как в более благополучные времена эта цифра доходила до 16 миллионов.

Иными словами, авторынок нынче насыщен. И настроение автомобилестроителей на автосалоне колеблется между разочарованием и растерянностью. Практически никто уже не рассчитывает на то, что спад завершится в ближайшее время.

Стивен Оделл, шеф европейского отделения американского концерна Ford, считает, что пройдёт не менее четырёх-пяти лет, прежде чем отрасль выйдет на докризисный уровень продаж автомобилей. С ним солидарен и глава концерна BMW Норберт Райтхофер, который опасается, что долговой кризис в Европе продлится ещё минимум пять лет.

В трудные времена большинство людей придерживает свои деньги, откладывая покупку нового авто на потом, и ездит на своих прежних машинах несколько лишних лет.

«Европейский авторынок ещё долго будет переживать трудные времена — точнее, до 2015 или 2016 года, — утверждает Карлос Гон, глава Renault-Nissan. — Хороших новостей пока нет».

А вот глава фирмы Fiat Серджио Маркионне проникнут оптимизмом. Он не согласен с мнением, что рынок останется столь вялым в ближайшие три-пять лет. Однако рецепта, каким образом повысить покупательскую активность европейцев, нет и у него.

Автопроизводители сегодня, как и прежде, делают ставку на внедорожники. Однако поскольку теперь покупатели не хотят или не могут выкладывать крупные суммы, их вниманию предлагаются более миниатюрные варианты. Как, например, Opel Mokka или Renault Captur, чья премьера состоялась как раз на автосалоне в Женеве.

Однако всё это — отнюдь не инновации. В основном на выставке представлены вариации уже известных моделей. Тот же дебютант Captur построен на платформе Clio, а Peugeot 2008 являет собой длинноногую версию прежней 208. Opel-Cabrio Cascada — та же модель Astra, но только без крыши. VW демонстрирует вариант GTD своего Golf VII, а Skoda представляет свою Octavia в качестве универсала. Вот так и начинают автопроизводители свою модельную атаку, не слишком взвинчивая цены на них.

Истинных новинок на автошоу очень мало. Электромобили практически уже не играют никакой роли, их место заняли гибриды, в которых электромоторы обязательно дополняются бензиновыми двигателями. Сюда можно отнести, к примеру, с помпой представленный вольксвагеновский однолитровый автомобиль XL1, который, однако, будет выпускаться небольшой серией. Свой первый гибридный автомобиль представляет и Audi. Но и это — всего лишь прежний A3 с альтернативным приводом.

На автошоу состоялась премьера и для Alfa Romeo 4C, с которой итальянцы хотят продержаться в кризисные времена. Это плоское купе с 240 лошадиными силами предназначено для любителей погонять на повышенных скоростях. И здесь проглядывает ещё одна тенденция нынешнего автосалона: чрезвычайно мощные спортивные машины с чрезмерными ценами.

К примеру, Mercedes-Benz SL 65 AMG обладает 800 л.с. и будет стоить не менее 355 тысяч евро. По сравнению с ним Mercedes C 63 AMG серия 507, чья мощность, судя по последним цифрам, составляет 507 л.с., выглядит слабаком. Однако только его базовая модель будет стоить более 71 тысячи евро.

Ещё больше лошадиных сил предлагают испанцы. Spano производства GTA обладает 900-сильным мотором, и цена его составит где-то 600 тысяч евро. Однако гонку среди лошадиных сил выигрывает La Ferrari. За каждый из 499 экземпляров этого спортивного автомобиля мощностью 963 л.с. его авторы просят добрый миллион евро.

Этими своими сверхмощными игрушками автопроизводители хотят сказать потребителям две важные вещи. Во-первых, надо позволить людям помечтать о шикарных сверхмощных авто, даже если они и не в состоянии их приобрести.

А, во-вторых, каким бы тяжёлым ни был экономический кризис, во время него всё равно есть свои победители. И они могут себе позволить дорогие машины. Лучшим доказательством этому служит та же La Ferrari: ещё до открытия автосалона все её 499 экземпляров были проданы.