Как они это сделали? При недавнем ограблении банка в Берлине налётчики так ловко решили многие физические проблемы, что повергли в недоумение лучших немецких специалистов. Эксперты нынче шаг за шагом реконструируют ход прокладки подземного туннеля, который грабители использовали для проникновения в хранилище банка.

     Буквально через несколько дней после сенсационного подземного ограбления берлинского «Фольксбанка» у криминалистов было уже на руках более 90 улик. Имелся даже фоторобот одного из грабителей, которые ночью на понедельник через 45-метровый подкоп обчистили в хранилище 300 банковских ячеек. Единственное, что не было понятно, — каким образом преступники так незаметно провели столь гигантскую работу.

Грабители проникли в банковское хранилище из подземного гаража в берлинском районе Штеглитц. И сделанный ими для этого подкоп вызвал уважение у специалистов. Даже для Берлина, у которого уже накоплены богатые традиции по прокладке подземных туннелей, особенно с целью побегов, работа выглядела неординарной.

Почва в Берлине для сооружения подкопов весьма далека от идеальной. Во многих местах города, в том числе и в Штеглитце, преобладает песчаная почва. Уже после проходки всего 20-30 сантиметров туннеля там требуется укреплять кровлю.

Лишь в очень немногих местах города имеются подходящие условия для прокладки подземных ходов. Там залегают двухметровые слои торфа, которые представляют собой прекрасную естественную кровлю при подкопах. Поэтому именно там в 1962-1964 годах были прокопаны под Берлинской стеной почти 20 туннелей. По четырём из них десятки граждан ГДР сумели вырваться из Восточного Берлина в Западный.

Смертельно опасными для строителей самопальных туннелей могут оказаться подземные воды Берлина. Их уровень колеблется от 90 сантиметров ниже уровня земли до 15 метров в отдельных местах. А во влажной земле прокладка тайных туннелей практически невозможна: здесь требуются профессиональное оснащение и оборудование, забивание свай, постоянный дренаж и, как правило, проведение вскрышных работ.

При прокладке подкопа под банк в берлинском Штеглитце длиною 45 метров, шириной от 80 до 90 сантиметров и высотой полтора метра должно было быть удалено не менее 60 кубометров земли. А если учитывать разрыхление почвы при копке, то этот объём должен вырасти ещё на 50 процентов — при весе обычно около тонны на кубометр.

А это означает, что для транспортировки всего этого обычным автомобилем-комби грузоподъёмностью в полтонны потребовалось по крайней мере 180 рейсов. И при вывозе с помощью пикапов всё равно нужно было от 60 до 100 поездок. Лишь незначительное количество вынутого грунта преступники оставили в подземном гараже.

Потолок и обе стороны подкопа были обшиты досками, значит, грабителям необходимо было доставить под землю многие кубометры древесины. Вообще-то, как считают специалисты, эффективнее было бы просто укрепить кровлю длинными рейками, которые поддерживались бы установленными на одинаковых расстояниях стойками.

Более-менее понятно, зачем грабители выкопали такой сравнительно высокий туннель. В подкопе не было найдено ни рельсов для вагонетки, ни следов от тележки или тачки. Беглецы, которые с 1962 по 1964 годы прокладывали длинные туннели из Восточного в Западный Берлин, обычно использовали именно эти средства транспортировки вынутого грунта. И поэтому они копали более низкие туннели. Нынешние же банковские грабители, скорее всего, вынутый грунт выносили, для чего и потребовалась столь необычная высота подкопа.

Неясен для специалистов другой момент. Когда для Берлинского музея, посвящённого этим самым побегам из ГДР в ФРГ, копали в качестве экспозиции туннель 12 метров длиной на глубине шести метров, на поверхности прекрасно слышались все звуки от механизмов, работающих под землёй. Нынешние преступники как-то должны были решить эту проблему. Поэтому совсем не понятно, каким же образом грабители прошли под землёй расстояние в 45 метров столь бесшумно.

Ещё более громким должно было быть проникновение сквозь железобетонную стену банковского хранилища. Полная скрытность при проломе 30-сантиметрового железобетона просто невозможна!

Кроме того, злоумышленники должны были прекрасно ориентироваться под землёй. Они выдержали точное направление прямо на банк. Без дополнительной информации это сделать практически нереально, поскольку банки точное расположение своих хранилищ не обнародуют.

Как раз это обстоятельство сильно отличает нынешнее банковское ограбление с помощью подкопа от последнего «туннельного» грабежа в Берлине в 1995 году. Тогда немецко-сирийская банда прокопала туннель до самого банка, но грабители зашли в банк, как обычно, через двери, ограбили его и уже только тогда скрылись через этот самый вырытый загодя подкоп. То есть те бандиты расположения хранилища не знали и потому врезались в первое попавшееся помещение, через которое потом и убежали в свой подкоп.

С этим же свежайшим берлинским туннелем много загадок. Ещё одна из них: подземный ход, как уже говорилось, очень точно вышел на банковское хранилище, однако прокладывался он почему-то не строго прямо. Уже через несколько метров после своего начала он резко поворачивает вправо и заметно углубляется. Что это: первоначальный просчёт грабителей, позднейшая корректировка наводчика или же преступники натолкнулись на трубопровод? Сейчас полиция выясняет всё это, как, разумеется, и личности грабителей, фоторобот одного из которых уже у неё имеется.

Сам же подкоп после окончания следствия будет, конечно, засыпан. А пока у въезда в подземный гараж до сих пор висит объявление: «Подземная парковка — в аренду». Возможно, именно оно около года назад и натолкнуло будущих преступников на идею…