С Иисусом из Назарета началась новая эра в истории человечества. И хотя евангелия – это в первую очередь религиозные писания, а не книги по истории, тем не менее исследователи и сегодня отыскивают там важные свидетельства жизни Иисуса Христа.

 

 

Христос

   

     За пределами Галилеи и Иудеи при его жизни практически никто об этом странствующем проповеднике, провозглашавшем наступление Царствия Божьего и принявшего мученическую смерть на кресте,  ничего не знал. И всё же не было нигде и никогда другой такой личности, которая бы оказала столь мощное и решающее влияние на течение мировой истории.

Сам он не оставил ни единого написанного слова, однако спустя десятилетия и даже века после его смерти появлялись многочисленные писания. Они рассказывали, как жил и творил Иисус, как он умер и как затем воскрес.Четыре из этих «благих вестей» католическая и православная церкви признали каноническими: евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Историческими сочинениями в современном понимании они не являются и изобилуют рассказами о чудесах и мифическими мотивами. И потому до сих пор учёных занимает вопрос: кем же был исторический Иисус на самом деле?

 

Ни ясель, ни детоубийства?

 

В прошлом некоторые дотошные исследователи сомневались, а жил ли вообще Назаретянин на белом свете. «С исторической точки зрения это в высшей степени невероятные умозаключения», – выносит приговор подобным учёным теолог Йенс Шрётер из университета Гумбольдта в Берлине. Ведь евангелия содержат в себе столько правдоподобных деталей из жизни Христа! Кроме того, существуют и нехристианские источники, такие, например, как иудейский автор Иосиф Флавий или римский историк Тацит.

Того же самого мнения и археолог Дитер Фивегер из университета в немецком Вуппертале, регулярно участвующий в раскопках на Святой Земле: «Хотя и нет ни одного бесспорного археологического доказательства существования Иисуса, однако предания настолько ясны и мощны, что не может быть никакого основанного на разумных доводах сомнения».

В этот мир Иисус пришел предположительно в 4 году д.н.э. Это – год смерти Ирода Великого, который правил в тогдашнем Израиле в качестве союзника Рима. Царь должен был ещё жить в момент рождения Иисуса, как об этом повествуют евангелисты Матфей и Лука. Однако то, что они рассказывают непосредственно об этом событии, скорее, относится к области легенд.Скорее всего, истории о яслях у Вифлеема, о детоубийствах и о мудрецах с Востока являются в основном придумками. Наиболее вероятно, что Иисус появился на свет в Назарете и там же, в чём перекликаются друг с другом евангелия, он и вырос.

 

Как выглядел Иисус, мы не знаем

 

Мы до сих пор не имеем ни малейшего понятия, как выглядел Иисус Христос. В евангелиях о его внешности – ни слова.

«В этом нет ничего необычного для подобного вида повествований, да и Ветхий Завет тоже ничего не говорит о внешности пророка», – объясняет Шрётер. И никакие рисунки не могут дать ответа на этот вопрос, поскольку у иудеев было запрещено изображать облик Бога. Лишь спустя столетия после смерти Иисуса в европейских общинах стали появляться первые живописные изображения его облика.

Точное представление о том, как выглядел в действительности Иисус Христос, могла бы дать прославленная Туринская плащаница, однако до сих пор стопроцентной гарантии её подлинности, увы, не нет.

 

От ремесленника – к странствующему проповеднику

 

Нет у нас и информации о детстве Христа. История о двенадцатилетнем мальчике в храме, о которой рассказывает Лука, скорее всего, легенда. Но можно смело исходить из того, что у Иисуса было много младших братьев и сестёр – о них упоминается не только в евангелиях, но и в «Деяниях апостолов», и в посланиях Павла.

Разговаривал Иисус, очевидно, на арамейском диалекте, распространённом в то время в Галилее. Владел ли он другими языками, например, греческим, нам не известно.

В качестве первого сына Иисус, скорее всего, готовился овладеть профессией отца. Так было принято в тогдашней Палестине. Поэтому он должен был стать, как и его отец Иосиф, «тектоном», что, по греческим понятиям, обозначало ремесленника-строителя, умеющего работать и с деревом, и с камнем, и с другими материалами. Так что это был отнюдь не «плотник», как настаивает христианская традиция.

«Семья Иисуса некоторым образом принадлежала к «среднему классу», хотя, конечно же, такого понятия в античные времена не существовало», – рассказывает учёный из Берлинского университета Гумбольдта. Примерно так же, как и его ученики рыбаки Пётр и Андрей. Во всяком случае, нищими «пролетариями» они не были однозначно. «Поэтому совершенно неправильно связывать учение Христа с какой-либо социальной революцией», – уверен берлинский теолог.

 

Конфликты с семьёй

 

Однако Иисус отверг намечаемую ему жизненную стезю, согласно которой он должен был унаследовать отцовскую профессию, обзавестись семьёй и заботиться о родственниках. И вполне понятно, что это могло привести к серьёзному конфликту в семье. В Библии упоминается, что родственники Иисуса объявляли его сумасшедшим, а жители Назарета даже грозились лишить его жизни.

Очевидно, что важнейшую роль в развитии Христа сыграл Иоанн Креститель. Все евангелии повествуют в своём начале о нём, что весьма показательно. И оттуда же видно, что Иисус очень высоко ценил Иоанна. Проповедник из пустыни, крестивший людей в Иордане, дабы очистить их от грехов, наверняка был для Назаретянина учителем и наставником.

С именем Иоанна связана и единственная конкретная дата, упомянутая в евангелиях. Он начал крестить в 15-й год правления императора Тиберия, как повествует Лука. Это должен был быть или 28-й, или 29-й год по христианскому летосчислению. И уже вскоре Иисус покинул своего наставника, чтобы отправиться в странствия и нести людям благую весть. От этих событий и до самой смерти в Иерусалиме в евангелиях всё описывается с большими подробностями, хотя и не всегда в хронологической последовательности: о том, как собирал Иисус вокруг себя учеников, как лечил больных и являл чудеса и как своими проповедями производил яркое впечатление на толпы народа.

 

Торящий дорогу к Царству Божьему

 

Иисус провозгласил, что Царство Божие близко, причём будет оно здесь, на Земле, и сейчас, а не после апокалиптического разрушения мира. Себя самого он видел в качестве первопроходца, позволяющего людям познать Божье присутствие и несущего им спасение. А то, что Иисус в тогдашнем патриархальном обществе на равных обращался и к женщинам, и к маргиналам типа нищих, больных и отверженных, ставило его под удар жёсткой критики, как о том повествуют евангелия. С исторической точки зрения, всё это выглядит в высшей степени достоверно и реалистично.

 

Смертельный спор на Храмовой горе

 

По всей видимости, в 30-м году Иисус вступил в прямой конфликт с иудаистской религиозной элитой, с саддукеями и с еврейским синедрионом прямо на территории храма. Во дворе святилища он попереворачивал столы торговцев и менял и с помощью верёвочного бича изгнал их с территории храма.

Все четыре евангелия рассказывают об инциденте, что само по себе свидетельствует о важности события. Однако учёные предполагают, что оно было на самом деле не столь драматичным, как об этом повествуют священные тексты. Иначе обязательно вмешались бы римские войска, которые из крепости Антония наблюдали за храмовой площадью. И всё же пред храмом, без сомнения, случилось нечто, что привело впоследствии к казни Иисуса.

Исторически вполне обоснованным выглядит и тот факт, что после ареста Иисуса допрашивал иудейский синедрион. Особенно правдоподобно звучат напоминающие калькуляция слова первосвященника Кайфы о том, что пусть лучше один умрёт за народ, нежели погибнут все. И на самом деле вполне реальна была опасность того, что римляне при малейших беспорядках способны устроить кровавую бойню, как это уже случалось не раз.

 

Пытки и смертный путь

 

Поскольку приговаривать кого-либо к смерти являлось прерогативой римских оккупантов, еврейским властям пришлось доставить Иисуса к Понтию Пилату, римскому наместнику провинции Иудея. Это евангелии описывают очень точно. Однако когда дело дошло до описания самого процесса против Иисуса и приговора, в текстах стала сквозить определённая тенденциозность. Якобы Пилат признал подсудимого невиновным и попытался его освободить, однако иудейские священники и еврейский народ принудили его вынести Иисусу смертный приговор. Этот факт явно противоречит историческим сведениям, согласно которым Пилат был коррумпированным, безжалостным и жестоким тираном, без малейших сомнений отправлявшим людей на смерть.

 

К кресту привязан, но не прибит

 

Последующие события вполне могли проистекать так, как они описываются в евангелиях: римские солдаты бичевали Иисуса, заставили его нести поперечную балку креста к месту казни, раздели его там и распяли. У Марка, Матфея и Луки ничего не говорится о том, что он был прибит к кресту. Только Иоанн упоминает о ранах от гвоздей, чтобы выполнить пророчество из Ветхого Завета. Там было предсказано, что у Мессии будут пробиты руки и ноги. Однако, скорее всего, палачи просто привязали Иисусу руки к поперечине креста, чтобы он мучительно на нём погиб, – обычная практика римлян при распятиях.

И сегодня верующие стремятся к «Via Dolorosa», улице в старой части Иерусалима, по которой якобы Иисус мучительно шёл к месту своей казни. В действительности приговорённый должен был идти по другой дороге.

«Позднее крепость Антония ошибочно приняли за дворец наместника , – объясняет археолог из университета в Вуппертале Дитер Фивегер.– А затем, в полном соответствии с этими представлениями, жившие в Иерусалиме в четвёртом веке христиане реконструировали путь на Голгофу. Однако Иерусалим времён Иисуса лежал южнее и с тех пор погряз в мусорных завалах».

Несколько десятилетий назад археологи откопали настоящий дворец Понтия Пилата.

«И получается, что Иисус должен был приближаться к месту своей казни не с северо-востока, а с юго-запада», – рассказывает немецкий археолог. Так что истинный крестный путь Спасителя сегодня восстановить уже невозможно.

 

Воскрешение из мёртвых

 

С очень большой долей вероятности можно утверждать, что Голгофская скала, чьи остатки сегодня находятся в иерусалимской церкви Гроба Господня, является истинным местом распятия Иисуса, уверен археолог Дитер Фивегер. Предания донесли сведения об этом месте очень точно, и уже Константин повелел построить там церковь.

«Однако не совсем ясно, является ли почитаемое ныне погребение именно тем местом, куда Иосиф положил тело Иисуса, – сомневается археолог. – Ранние христиане не особенно интересовались этим местом, поскольку ожидали скорого возвращения Спасителя, и потому не создали там никаких культовых сооружений. И лишь когда в четвёртом веке строители копали землю под церковь Константина, они натолкнулись случайно на могилу в скале, которая с тех пор и стала именоваться библейским место погребения Иисуса Христа».

Что же потом случилось с телом Иисуса? Как известно из писаний евангелистов, когда женщины откатили от входа камень, они обнаружили гробницу пустой. Ученицы Иисуса и прочие его последователи были уверены, что недавно распятый учитель восстал из мёртвых. Для христианских церквей воскрешение Христа является главным в их веровании, а между тем иудаизм и ислам в это потрясающее событие отнюдь не верят.

 

В любом случае смерть не прекратила влияния Иисуса Христа

 

Получается, что всё дело в степени веры? «Я считаю совершенно невероятным, чтобы евангелисты попросту сочинили вся явления и деяния распятого учителя, или что речь идёт о психологическом феномене, и всё это стало лишь плодом воображения его апостолов», – уверен теолог из Берлина. Слишком детализированы описания, чересчур уж поразительно, ненадуманно и зачастую обескураживающе действовали вовлечённые в события люди. Похоже, самые разные люди постоянно приобретали одинаковый опыт осознания, что влияние Иисуса не прекращается, а всё продолжает проявляться какими-то новыми способами», – считает учёный.

Одно является неоспоримым: до сих пор человек из Назарета, живший 2000 лет назад, оказывает влияние на ход мировой истории.