Сотни лиц мы видим ежедневно, однако уделяем внимание лишь единицам. Причём делаем это чаще всего бессознательно. Мозг фильтрует зрительную информацию для нас по каким-то своим правилам.

   Учёные пришли к выводу, что нашими глазами зачастую управляют… уши. Британские антропологи, анализируя разговоры в студенческих столовых, подсчитали, что 70 процентов разговорного времени занимают сплетни и болтовня о взаимоотношениях и личном опыте. Половина этой информации приходится на отсутствующих, причём в основном её авторами являются женщины. Мужчины предпочитают больше распространяться о себе любимых. И тут в самый раз вспомнить фразу британского философа Бертрана Рассела: «Никто не сплетничает о скрытых достоинствах других».

Другими словами, наши уши заставляет настораживаться в основном негатив, и, как свидетельствуют учёные, в таких случаях вслед за ушами тотчас же начинают работать и наши глаза.

Американские психологи показывали группе испытуемых на экране компьютера эмоционально нейтральные лица, сопровождая показ звуковым сопровождением, дающим информацию о моральных качествах показанных людей: «нагло врёт» или «помог слепому перейти дорогу». А затем исследователи использовали феномен «бинокулярного соперничества»: когда правый и левый глаз видят совершенно разное, то в мозгу запечатлевается сначала одно, а лишь потом другое. Левому глазу показывали изображение дома, а правому – лицо, о котором испытуемый слышал хорошее или же плохое. И оказалось, что сплетни действуют во всех случаях одинаково: плохие характеристики явно управляли взглядом, в этом самом «бинокулярном соперничестве» они играли решающую роль. То есть когда человек заранее знал, что демонстрируемое ему лицо является лгуном или вором, это внешне совершенно нейтральное лицо рассматривалось явно внимательней, чем прочие «положительные» лица.

Подобная селекция, считают исследователи, защищает нас от лжецов и мошенников, понуждая нас подольше их рассматривать и собирать о них информацию.